Бизнес-омбудсмен помог предпринимателю признать недействующим муниципальный правовой акт

24 декабря 2020

К Уполномоченному обратился предприниматель по поводу принятия Постановления Администрации Великого Новгорода от 17.06.2020 № 2116 "Об утверждении Положения о порядке размещения вывесок на территории Великого Новгорода" (далее - Положение).

Заявитель указал, что Положение было размещено 22 июня 2020 года, на официальном сайте Администрации Великого Новгорода. Указанное Положение утверждено Администрацией Великого Новгорода в соответствии с Решением Думы Великого Новгорода от 28 ноября 2019 года "О внесении изменений в Правила благоустройства территории Великого Новгорода" (далее - Правила). Пункт 1.1. данного Решения устанавливает, что в соответствии с п.5.3. Правил "Размещение вывесок на фасадах зданий, строений, сооружений осуществляется в порядке, установленном Администрацией Великого Новгорода".

Однако, из апелляционного определения Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20 октября 2020 года, по делу № 66а-1043/2020 следует, что вывески, устанавливаемые на фасадах зданий, строений и сооружений, представляют собой один из элементов благоустройства. Вопросы установки таких вывесок как элементов благоустройства относятся к вопросам местного значения, по которым принимаются муниципальные правовые акты представительным органом муниципального образования.

Таким образом, делегирование Думой Великого Новгорода полномочий на утверждение муниципального правового акта, в области благоустройства, исполнительным органом муниципального образования противоречит нормативно правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Прокуратура Новгородской области, после рассмотрения обращения бизнес-омбудсмена по вопросу издания муниципальных правовых актов в сфере размещения вывесок на территории Великого Новгорода пришла к выводу о том, что Администрация города допустила нарушение при принятии Положения.

Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного градостроительных решений, Градостроительный кодекс РФ предусмотрел проведение публичных слушаний и общественных обсуждений по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения.

В частности, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, проведение общественных обсуждений или публичных слушаний предусмотрено по проектам правил благоустройства территорий.

Соответственно, Положение, являясь по сути нормативным правовым актом, содержащим правила благоустройства, подлежало обсуждению в порядке, предусмотренном приведенными положениями законодательства.

Однако публичные слушания проекта указанного постановления Администрации Великого Новгорода не проводились.

Кроме того, в решении Думы Великого Новгорода от 28.02.2019 № 132 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний или общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности и вопросам благоустройства на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород» не предусмотрен порядок или особенности проведения публичных слушаний проектов нормативных правовых актов, принимаемых в развитие положений Правил.

Таким образом, по обращению Уполномоченного была проведена проверка, по результатам которой прокуратурой Великого Новгорода было внесено представление об устранении нарушений закона мэру Великого Новгорода.