Бизнес-омбудсмены Новгородской и Тверской областей отметили схожесть проблем предпринимателей областей-соседей

24 марта 2020

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области Михайлов Юрий Владимирович принял участие в расширенном заседании Совета по предпринимательству Тверской области, на котором Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тверской области Антон Владимирович Стамплевский представил свой доклад о результатах деятельности за 2019 год.

В ходе заседания обсуждались системные проблемы бизнеса, которые в Тверской и Новгородской области очень схожи, а также возможные пути их решения.

1Одним из актуальных в 2019 году вопросов остается количество жалоб в сфере контрольно–надзорной деятельности и привлечения к административной ответственности. Несмотря на внедрение риск-ориентированного подхода, снижения числа плановых проверок, количество жалоб на действия «контролеров» по-прежнему растет. Лидером по количеству жалоб остаются территориальные Управления Роспотребнадзора, так, на федеральном уровне существенно увеличилось количество проверок Роспотребнадзора (плановых – в 3,4 раза, внеплановых – в 1,7 раза). Количество постановлений о назначении административного наказания, вынесенных Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выросло в 2,5 раза, количество административных штрафов, наложенных на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, увеличилось более чем в 2 раза. При этом общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области проводились плановые, внеплановые проверки, выросло незначительно, лишь на 7% (1620 проверенных в 2017 году, 1327 в 2018, 1428 в 2019). На фоне такой статистики обнадеживающе выглядит законопроект № 850621-7 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", который Правительство РФ внесло в Госдуму в начале декабря прошлого года. В настоящее время законопроект проходит рассмотрение Советом Государственной Думы в первом чтении.

Необходимость подготовки отдельного закона, посвященного контрольно-надзорной деятельности, разработчики инициативы связывают с несовершенством действующего правового регулирования в данной сфере. В частности, указывается на несистемность, наличие пробелов, недостаточность норм по вопросам профилактики нарушений обязательных требований, а также неоправданный акцент на проведении проверок, являющихся наиболее затратным мероприятием как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов.

По данным Минэкономразвития России, в настоящее время в РФ существует более 220 видов государственного контроля (надзора) – и это только на федеральном уровне. Однако, как показывает практика, в данном случае количество не переходит в качество, и эффективность осуществляемого контроля часто вызывает вопросы и претензии (как со стороны проверяемых, так и со стороны вышестоящих органов).

Согласно законопроекту, приоритетной задачей контролера станет профилактика, а не поиск нарушений и сбор штрафов. При описании одного из принципов государственного контроля (надзора) – "стимулирования добросовестности" – законодатель прямо указал на приоритет при осуществлении государственного контроля (надзора) профилактических мероприятий над контрольными. Речь идет о профилактике, направленной на снижение риска причинения вреда (ущерба), обеспечению которой будут способствовать такие мероприятия, как:

  • информирование;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • выпуск руководств по соблюдению обязательных требований;
  • меры стимулирования добросовестности;
  • объявление предостережения;
  • выдача рекомендаций по соблюдению обязательных требований;
  • консультирование;
  • профилактическое сопровождение;
  • самообследование;
  • профилактический визит;
  • иные мероприятия, направленные на профилактику рисков.

А пока законопроект проходит все этапы согласования, региональные Уполномоченные обсуждают необходимые для снижения административной нагрузки на бизнес меры.