Что делать, если счет организации заблокирован по 115-ФЗ

18 апреля 2023

Подробно об отказе в выполнении распоряжений о совершении операций по счету в рамках исполнения Федерального закона от 07.08.2011 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 Закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Положение Банка России от 2 марта 2012 г. № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма» и предусматривает, в том числе, программу формирования в кредитной организации работы по отказу от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим лицом, юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица, отказу от выполнения распоряжения клиента о совершении операции и по расторжению договора банковского счета (вклада).

В соответствии с правилами внутреннего контроля Банка в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разработанными во исполнение законодательства Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, такой контроль заключается в анализе сотрудниками банка документов, сведений, полученных от клиента при открытии счета (вклада) и в процессе его обслуживания, а также проводимых клиентом операций (осуществляемых клиентом сделок). Процедуры мониторинга осуществляются на постоянной основе. Сотрудники подразделений в рамках своей компетенции на ежедневной основе проводят мониторинг операций на предмет выявления клиентов, деятельность которых может быть связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. В перечень предупредительных мероприятий, направленных на минимизацию риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, входит в том числе ограничение предоставления клиенту банковских продуктов/услуг (блокирование банковских карт, ограничение выдачи денежных средств в наличной форме); приостановление дистанционного банковского обслуживания клиента.

Таким образом, из смысла указанных выше норм законов и подзаконных актов, а также внутренних актов Банка, следует, что если при реализации правил внутреннего контроля банка операция, проводимая по банковскому счету клиента, независимо от ее суммы квалифицируется в качестве сомнительной операции, банк вправе ограничить предоставление клиенту банковских услуг путем блокирования банковской карты до прекращения действия обстоятельств, вызвавших подозрения в совершении мошеннических действий с картой, либо обстоятельств, свидетельствующих о риске нарушения законодательства Российской Федерации, а также отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.

Банк вправе при выявлении сомнительной операции ограничить предоставление клиенту банковских услуг путем блокирования банковской карты до прекращения действия обстоятельств, вызвавших подозрения в совершении мошеннических действий с картой, либо обстоятельств, свидетельствующих о риске нарушения законодательства Российской Федерации, а также отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.

Центробанк разработал ряд рекомендаций, которые объясняют, какие операции являются сомнительными.

Так, в Методических рекомендациях о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденных Банком России 21.07.2017 № 18-МР содержатся следующие признаки рискованных операций:

1) фонд заработной платы сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;

2) по счету НДФЛ уплачивается, а страховые взносы нет;

3) остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;

4) основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;

5) отсутствует связь между основаниями зачисления преобладающих объемов денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;

6) резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета максимального оборота денежных средств;

7) со счета не производятся платежи в рамках деятельности клиента (например, арендные платежи, уплата коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);

8) денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС (операции по реализации товаров, оказанию услуг, передаче денег в обеспечение обязательств, предоставлению займов, реализации лома металлов). При этом при сходной деятельности иных клиентов при такой структуре входящих и исходящих платежей объем НДС для уплаты в бюджет зачастую приближается к НДС, учтенному в зачислениях по операциям, облагаемым НДС.

В настоящее время существуют следующие пути обжалования действий банка, заблокировавшего расчетный счет.

1. Досудебное обжалование: обращение в банк, в котором обслуживается Ваша организация. Следует отметить, что согласно положениям абз. 2 п. 13.4 ст. 7 Закона № 115-ФЗ у банка есть срок ответа на поданную жалобу - 7 рабочих дней с даты получения жалобы. Далее (в случае если решение комиссии состоится не в Вашу пользу) можно инициировать обращение в Межведомственную комиссию при Центральном Банке РФ (с учетом положений Указания Банка России от 30.03.2018 № 4760-У «О требованиях к заявлению, составе межведомственной комиссии, порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения и порядке сообщения межведомственной комиссией о принятом решении заявителю и финансовой организации»),  далее - судебное обжалование;

2. Досудебное обжалование (в банк, в котором обслуживается Ваша организация) и далее - судебное обжалование.

3. Судебное обжалование.

Оспаривание отказа банка в досудебном порядке является правом, а не обязанностью клиента банка, то есть выполнение описанной процедуры не является обязательным условием обращения в суд. Исключение составляет случай, когда дополнительно к требованию о признании незаконным отказа в совершении операции по счету заявляются имущественные требования в соответствии с частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).