Ежегодный доклад о результатах деятельности Уполномоченного за 2019 год

19 марта 2020

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА
на заседание Правительства Новгородской области по теме:
Ежегодный доклад
 «О результатах деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новгородской области в 2019 году»
Докладчик: Михайлов Ю.В., Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области

Ключевым в деятельности государственного органа «Уполномоченный по защите прав предпринимателе в Новгородской области и аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новгородской области» является работа с обращениями предпринимателей. За 2019 год их поступило 568. Из них: устных обращений – 330, жалоб – 55, предложений – 34, заявлений – 149. Из 55 жалоб обоснованными признаны 35, право по которым восстановлено в 22 случаях (по 13 даны рекомендации по восстановлению прав).

Наибольшее количество обращений поступило от предпринимателей Великого Новгорода – 143, Новгородского – 19, муниципальных районов: Пестовского – 11, Демянского – 7 и Старорусского – 7.

1) Лидирующими по количеству обращений стали вопросы налогообложения (18% от общего числа обращений).

Большая их часть была связана с начислением имущественных налогов от кадастровой стоимости. Резкий рост налога на имущество объектов недвижимости, обусловлен был прежде всего тем, что до этого большинство субъектов предпринимательской деятельности не обращали внимания на кадастровую стоимость своих объектов, имели льготу, используя спец режимы налогообложения или платили по меньшим ставкам. В 2019 году в полную силу заработал механизм налогообложения от кадастровой стоимости объектов недвижимости для юридических и физических лиц (в отношении объектов недвижимости, используемых в предпринимательской деятельности).

Областная дума в феврале приняла закон об уменьшении ставки для организаций до 0,2%. Для физических лиц ставка сохранялась 2%. В связи с этим было инициировано обращение в адрес Ассоциации муниципальных образований с предложением рассмотреть на заседаниях представительных органов муниципальных образований возможность уменьшения ставки имущественного налога на объекты недвижимости, попавшие в Перечень. Итогом стало изменение этих ставок в 47 населенных пунктах 15 муниципальных образований.

Я благодарю глав этих городов и районов, поселений за проявление заинтересованности в поддержании экономической устойчивости предпринимателей. Уверен, они внесут ещё больший вклад в бюджеты ваших районов, чувствуя такую в них заинтересованность!

Другая проблема, чаще всего звучащая в обращениях: предстоящее прекращение действия ЕНВД для предпринимателей, торгующих товарами, подлежащими обязательной маркировке. Этот переход ставит ряд малых предпринимателей на грань разорения из-за возрастающей налоговой нагрузки. Нами в адрес Губернатора было направлено мотивированное предложение о снижении ставок УСН для аптек, в настоящее время законопроект согласован и вносится в Новгородскую областную Думу.

2) Вопросы контрольно-надзорной деятельности, проведения проверок по-прежнему остаются в актуальными, их число составляет 17% от общего числа обращений в 2019 году.

Лидером остается Управление Роспотребнадзора по Новгородской области – 15 обращений, также упоминались: Новгородское региональное отделение Фонда Социального Страхования РФ – 6 обращений, Управление Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области и его отделы упоминались в 4 обращениях, Северо-Восточное МУГАДН – 4 обращения, отдел по вопросам миграции УМВД России по г. Великий Новгород – 2 обращения, ГИТ по Новгородской области – 2 обращения, Управление Росприроднадзора - 2, по 1 жалобе на Государственную инспекцию труда в Новгородской области, Управление ГИБДД УМВД по Новгородской области, ФКУ Упрдор «Россия».

3) Вопросы нормативно-правового регулирования занимают 14% от общего числа обращений.

4) 13% всех обращений связано с взаимоотношениями бизнеса и власти различных уровней. Это и различные согласования, и выдача разрешений, благоустройство территорий, нарушение сроков оказания государственных услуг, использование средств гранта.

Из обращений бизнеса мы знаем, что трудности входа предпринимателей на рынок обусловлены и несовершенством нормативно-правовой базы. Осуществление процедуры ОРВ проектов нормативных правовых актов органов исполнительной и муниципальной власти, экспертизы действующих нормативных правовых актов Правительства Новгородской области позволяет выявлять и устранять эти несовершенства. За 2019 год нами подготовлено 171 заключение на проекты НПА Правительства и иных органов исполнительной власти Новгородской области, а также городского округа Великий Новгород, Батецкого, Боровичского, Волотовского, Пестовского, Крестецкого, Новгородского, Окуловского, Хвойнинского, Чудовского муниципальных районов. По результатам анализа региональных проектов НПА, из 101 проекта: в 41 выявлены административные барьеры; в муниципальных проектах из 70 в 32 выявлены аналогичные барьеры.

Самое большое количество отрицательных заключений в прошлом году представлено на проекты Администрации Великого Новгорода - из 15 в 14 проектах НПА выявлены административные барьеры. По 7 проектам замечания были учтены.

Оценивая активность участия субъектов предпринимательской деятельности, представителей бизнес объединений и общественных организаций в процедуре ОРВ надо признать её невысокой. Причиной тому, возможно, является нежелание разработчиков учитывать мнение предпринимателей, не вносить соответствующие изменения в проекты НПА.

Считаю недопустимым игнорировать мнение бизнеса, принимающих участие в процедуре ОРВ. На каждое мнение и высказанную бизнесом позицию разработчиком должен предоставляться мотивированный ответ.

В 2019 году Уполномоченным продолжена практика проведения выездных личных приемов для бизнеса с экспертами Общественных приемных Уполномоченного. Вместе мы посетили 20 районов области. Наработана хорошая методика решения проблем, эффективность нашей работы возросла. Так, Общественной приёмной на базе Правового центра «Фаворит» за 2019 год рассмотрено 91 устное и 115 письменных обращений. Общественной приёмной ИП Димитрова М. Ф. - 109 устных и 108 письменных обращений субъектов предпринимательской деятельности. Кроме этого, эксперты приняли участие в 49 судебных заседаниях (по 25 обращениям), суд встал на сторону бизнеса по вопросам, поднятым в 18 обращениях.

Спрос на такую форму поддержки очень велик, так как не все субъекты, а особенного малого и микро-бизнеса, могут самостоятельно оплачивать услуги квалифицированных юристов. Деятельность Общественных Приемных обеспечивает подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Новгородской области «Обеспечение экономического развития Новгородской области на 2014-2021 годы. Сегодня она реализуется через «Агентство развития Новгородской области». Но финансирование на этот год, к сожалению, пока ещё не начато и я очень рассчитываю на помощь министерства инвестиционной политики Новгородской области в разрешении данной проблемы.

Важным элементом в системе защиты и поддержки предпринимателей на местах являются общественные помощники. Они способствуют мониторингу состояния бизнес-климата в муниципалитетах и обеспечивают необходимое оперативное взаимодействие Уполномоченного с предпринимателями.

Деятельность общественных помощников направлена также на содействие в правовом просвещении и повышении уровня предпринимательской культуры. Помощники участвуют в осуществлении общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов, содействуют организации встреч с предпринимателями и проведению индивидуальных приемов на выезде, участвуют в процедурах оценки регулирующего воздействия.

В 2019 году именно общественными помощниками в муниципальных районах Новгородской области проведена большая работа по изменению ставок по налогу на имущество физических лиц объектов, используемых в предпринимательской деятельности.

На основании анализа обращений, поступивших в Общественные приёмные и аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новгородской области, были выделены следующие системные проблемы:

  • Резкий и значительный рост налога на имущество;
  • Ожидаемый рост налоговой нагрузки на предпринимателей в связи с обязанностью перехода с ЕНВД на УСН;
  • Применение завышенных финансовых санкций и злоупотребления контролерами, при проведении проверок;
  • Несоответствие кадастровой и рыночной стоимости объектов недвижимости, рыночная стоимость значительно ниже кадастровой;
  • Проблемы уголовного преследования;
  • Рост затрат на выполнение вводимых обязательных требований малыми предприятиями;
  • Рост тарифов;
  • Неправовые действия субъектов естественных монополий.

и другие.

Актуальность анализа этих проблем подчеркивается тем, что в последние годы показатели развития малого и среднего бизнеса устойчиво отрицательны. Почему не растет число субъектов предпринимательской деятельности? Почему теневой бизнес по объему сравним с легальным и даже превосходит его? У этих явлений есть главная причина - неадекватные издержки бизнеса, финансовые и административные. Налоговые и другие обязательные платежи составляют значительную долю выручки предприятия. Оказывают влияние и высокая стоимость кредитов, и постоянно растущие тарифы. Актуальность каждой отдельно-взятой темы можно измерить количеством соответствующих обращений к Уполномоченному. Именно они указывают направления, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь.

Полагаем необходимым сконцентрировать общие усилия Уполномоченного и органов власти на работе в данных направлениях с целью найти пути их решения, что позволит существенно улучшить предпринимательский и инвестиционный климат в регионе.