Необходимость подтверждения основного вида деятельности в срок до 15 апреля 2020 года

26 марта 2020

Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Новгородской области Юрию Михайлову поступило обращение по вопросу разъяснения правомерности действий ГУ Новгородским региональным отделением Фонда социального страхования РФ в применении повышенного страхового тарифа в связи с неподтверждением основного вида деятельности организации.

Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки (п. 1 ст. 22 Федерального закона № 125-ФЗ). В свою очередь, размер страхового тарифа зависит от того, к какому классу профессионального риска относится основной вид экономической деятельности коммерческой организации. Данное соответствие устанавливается на основании Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).

Согласно п. 2 Правил, виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска (всего классов 32). Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска утверждена Приказом Минтруда РФ от 30.12.2016 № 851н.

Например, торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (код 47.11 по ОКВЭД) отнесены к 1-му классу профессионального риска, которому установлен самый маленький размер страхового тарифа, однако, при наличии других видов деятельности, страховой тариф может составить до 8,5%, согласно Федеральному закону от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» (далее - № 179-ФЗ). Тарифы и порядок уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год устанавливаются в соответствии с №179-ФЗ на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 445-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".

Для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля должен предоставлять в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации следующие документы (на бумажном носителе либо в форме электронного документа):

- заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности;

- справку-подтверждение основного вида экономической деятельности;

- копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).

В свою очередь, территориальный орган ФСС в двухнедельный срок с даты представления перечисленных документов уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида экономической деятельности страхователя (п. 4 Порядка).

Если страхователь основной вид деятельности в установленный срок не подтверждает, то территориальный орган ФСС относит его (страхователя) к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД 2, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.

Именно такой порядок действует с 01.01.2017 (прописан в п. 13 Правил в редакции Постановления Правительства РФ от 17.06.2016 № 551). Аналогичные изменения Приказом Минтруда РФ от 25.01.2017 № 75н, вступившим в силу 26.02.2017, внесены и в п. 5 Порядка. При этом, как и прежде, в описанной ситуации ФСС в срок до 1 мая должен уведомить страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем наибольшему классу профессионального риска (Письмо ФСС РФ от 08.02.2017 № 02-09-11/16-07-2827). В вышеуказанном Письме ФСС разъяснил следующий момент: для применения п. 13 Правил учитывается соответствующий код вида экономической деятельности по ОКВЭД 2, содержащийся в выписке из ЕГРЮЛ страхователя по состоянию на 1 января года, на который определяется размер страхового тарифа.

Следует отметить, что территориальные органы ФСС в порядке, закрепленном теперь на уровне нормативных правовых актов, пытались действовать и раньше. При этом п. 13 Правил было предусмотрено следующее. Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности. Однако суды такие действия ФСС (в случае отсутствия доказательств того, что выбранный вид деятельности, соответствующий наиболее высокому классу профессионального риска, страхователем фактически осуществляется) трактовали как необоснованные.

Арбитражные суды указывали на следующее: вид фактически осуществляемой страхователем деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах его экономической деятельности, он подлежит определению с учетом основного вида деятельности, фактически осуществляемого страхователем (Постановление АС МО от 12.04.2017 № Ф05-3928/2017 по делу № А40-174955/2016, Постановление АС МО от 05.07.2016 № Ф05-7771/2016 по делу № А40-152579/2015, Постановление АС УО от 18.08.2016 № Ф09-7801/16 по делу № А76-24997/2015, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 14.12.2016 № 309-КГ16-16693, Постановление АС УО от 26.06.2015 № Ф09-2833/15 по делу № А07-26191/2014, Постановление ФАС ВСО от 11.02.2014 № Ф02-6359/2013 по делу № А10-1239/2013, Постановление ФАС СЗО от 01.07.2011 по делу № А66-12221/2010, в передаче которого в Президиум ВАС РФ отказано Определением ВАС РФ от 01.11.2011 № ВАС-13521/11).

Неподтверждение страхователем основного вида деятельности, в том числе в установленные сроки, означает, что выбор деятельности в качестве основной сделает сам территориальный орган ФСС. Причем с 01.01.2017 выбор делается из видов деятельности, приведенных в ЕГРЮЛ, в пользу того, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска, без привязки к тому, осуществляется ли деятельность фактически.

По мнению Верховного суда, определение тарифа по данным ЕГРЮЛ – это не санкция за нарушение срока представления подтверждающих документов. Цель другая - гарантировать права работников на страховое обеспечение в случае, если организация не исполнила свою обязанность по подтверждению основного вида деятельности. А раз это не санкция, то подтверждающие документы, даже представленные с опозданием, ФСС должен учесть при утверждении тарифа. Или должен пересмотреть тариф.

Однако, если документы о подтверждении основного вида деятельности по итогам прошлого года вообще не были поданы, оспорить тариф, установленный на основе ЕГРЮЛ, не получится (Постановление АС СКО от 05.07.2018 № Ф08-3671/2018).

Верховный суд считает действия ФСС в такой ситуации правомерными Определение ВС от 02.11.2018 № 308-КГ18-17110. Если ФСС не принял во внимание поданные позже срока документы, оспорить утверждение повышенного тарифа (отказ в его пересмотре) можно в судебном порядке.

Проанализировав нормы Правил и Порядка, которые регламентируют определение и подтверждение основного вида деятельности организации, Верховный суд пришел к следующим выводам (Определения ВС от 12.11.2018 № 304-КГ18-9969, от 11.09.2018 № 309-КГ18-7926):

- вопрос определения основного вида деятельности в ситуации, когда подтверждающие документы поданы с опозданием, но до направления уведомления, законодательно не урегулирован;

- непредставление подтверждающих документов в срок не лишает организацию возможности представить их позднее;

- право утверждать тариф по данным о видах деятельности из ЕГРЮЛ основано на опровержимой презумпции, позволяющей Фонду, когда у него нет сведений об основной деятельности, определять тариф такого размера, который бы во всяком случае обеспечил права работников.

То есть получается, что повышенный тариф может быть установлен, только если организация не доказала, что основной для нее является не самая "рискованная" деятельность из ЕГРЮЛ, а какая-то другая. Поэтому ФСС должен оценить даже поданные с опозданием подтверждающие документы и на их основании определить (пересмотреть) размер тарифа.

Верховный суд также отмечает, что страховые взносы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Законом о страховании от несчастных случаев предусмотрено, что тарифы страховых взносов дифференцируются по классам профриска в зависимости от осуществляемого организацией вида деятельности (ст. 21 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ). Указанные же в ЕГРЮЛ виды деятельности сами по себе, без связи с фактом их ведения, по мнению ВС, экономического обоснования не имеют (Определение ВС от 12.11.2018 № 304-КГ 18-9969).

Установление страхового тарифа на основе ЕГРЮЛ - это лишь вынужденная мера, применяемая при отсутствии у ФСС данных о реальной деятельности организации. Если же у ФСС такие сведения есть, пусть и поступили они позже срока, то тариф взносов, установленный без учета реальной деятельности организации, нельзя считать экономически обоснованным. Более того, по мнению Верховного суда, в случае необходимости, а также сомнений в достоверности и реальности имеющейся у ФСС информации Фонд не лишен права запросить необходимые документы у страхователя (Определение ВС от 19.07.2018 № 302-КГ18-5655).

До 2017 г. в случае, если основная деятельность не была вовремя подтверждена, ФСС должен был устанавливать тариф, соответствующий самой "опасной" деятельности из тех, которые ведет организация. Такой тариф имел бы экономическое обоснование. На деле же ФСС выбирал самую "рискованную" деятельность среди указанных в ЕГРЮЛ, не проверяя, ведется она или нет. Поэтому организациям удавалось доказать в суде, что тариф им установлен неправомерно. Чтобы заложить для действий ФСС правовую базу, как раз и были внесены поправки, прямо позволяющие ФСС ориентироваться на данные ЕГРЮЛ (п. 13 Правил; п. 5 Порядка). Однако некоторые суды и сейчас полагают, что внесенные поправки все же не дают ФСС право устанавливать повышенный тариф только исходя из сведений ЕГРЮЛ, без выяснения, какую деятельность фактически ведет организация. Необходимые для этого документы ФСС может запросить (Постановление 4 ААС от 26.10.2018 № 04АП-5744/2018).

На основании изложенного, повышенный тариф должен применяться в течение всего текущего года. А тариф, соответствующий фактическому основному виду деятельности, можно будет установить лишь через год, после того как будет подан очередной пакет документов для подтверждения основного вида деятельности. Таким образом, в данной ситуации страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2019 год организации придется начислять и уплачивать исходя из повышенного страхового тарифа, поскольку подтвердить основной вид деятельности организации обязаны не позднее 15 апреля. Если организация пропустила этот срок, то ФСС самостоятельно отнесет ее к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых организацией видов деятельности. С 2017 года нормативно установлено, что вид деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска ФСС выбирает из числа тех видов, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ.

Если организация подтверждает основной вид деятельности с опозданием, то для того, чтобы доказать, что заявленный вид деятельности действительно является основным, можно дополнительно представить следующие необходимые документы:

- бухгалтерскую отчетность за предыдущий год;

- регистры бухучета за прошлый год по счетам учета выручки от реализации в разрезе видов деятельности (для определения удельного веса объема выручки от их реализации в общей сумме выручки за год);

- иные документы, которые могут подтвердить факт ведения основной деятельности. Например, договоры. Или характерную именно для деятельности отчетность (например, статистическую).

При отказе ФСС в пересмотре страхового тарифа на основании жалобы, следует оспорить уведомление в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня получения уведомления о тарифе на текущий год. Если пропустить этот срок без уважительных причин, суд откажет в рассмотрении иска.