О размещении рекламных конструкций

2 апреля 2020

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области Юрий Михайлов разъясняет порядок осуществления органами местного самоуправления Великого Новгорода полномочий по реализации Федерального закона «О рекламе», утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 29.12.2016 №1064, в соответствии с которым установлен запрет на размещение электронных табло (экранов) на крышах зданий, строений, и установления возможности размещения электронных табло (экранов) только на фасадах (стенах) зданий, строений, а также аналогичный запрет на размещение рекламы на крышах зданий, строений.

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Вопросы наружной рекламы и мест для установки рекламных конструкций урегулированы статьей 19 Закона о рекламе.

Как предусмотрено статьей 19 Закона о рекламе, распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Таким образом, федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов полномочиями определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования, а также требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городских округов.

Устанавливать ограничения мест на размещение рекламных конструкций к компетенции органов местного самоуправления не отнесено.

29.12.2016 решением Думы Великого Новгорода утверждено Положение №1064 о порядке осуществления органами местного самоуправления Великого Новгорода полномочий по реализации Федерального закона «О рекламе» (далее – Положение №1064).

Пунктом 5.3. Положения №1064 установлены типы рекламных конструкций, размещаемых на зданиях, строениях и ином недвижимом имуществе (кроме земельных участков).

В соответствии с пунктом 5.3.2. Положения №1064 установлено, что электронные табло (экран) - рекламные конструкции, размещаемые на фасадах (стенах) зданий, строений или ином недвижимом имуществе, предназначенные для воспроизведения сменных изображений на плоскости экрана за счет светоизлучения светодиодов, ламп, иных источников света или светоотражающих элементов, без звука.

Из данной нормы следует, что размещение рекламных конструкций в виде электронного табло (экрана) на крышах зданий Положением №1064 не предусмотрено.

Пунктом 5.5 Положения № 1064 определено, что размещение на территории городского округа рекламных конструкций, не вошедших в перечень типов и видов объектов наружной рекламы раздела 5 Положения № 1064, является нарушением внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города и не допускается.

При этом пункт 5.3.2. Положения №1064 в вышеуказанной редакции, которая не предусматривает возможность размещения рекламной конструкции в виде электронного табло (экрана) на крышах зданий и сооружений противоречит действующему законодательству. Из статьи 19 Закона о рекламе следует, что рекламные конструкции, в том числе электронные табло, могут располагаться на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений и сооружений.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В нарушение вышеуказанной нормы федерального закона пункт 5.3.2. Положения №1064 противоречит ст.19 Закона о рекламе в части запрета размещения рекламных конструкций в виде электронного табло (экрана) на крышах зданий и сооружения.

Таким образом, пункт 5.3.2. Положения №1064 о порядке осуществления органами местного самоуправления Великого Новгорода полномочий по реализации Федерального закона «О рекламе», утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 29.12.2016 №1064, в части запрета на размещение электронных табло (экранов) на крышах зданий, строений, и установления возможности размещения электронных табло (экранов) только на фасадах (стенах) зданий, строений; и подпункт 4.2.8.3. Положения №1064 о порядке осуществления органами местного самоуправления Великого Новгорода полномочий по реализации Федерального закона «О рекламе», утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 29.12.2016 №1064, в части установления запрета на размещение рекламных конструкций на крышах зданий, строений не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Кроме того, в разделе 2 Положения №1064 указано, что под местом установки рекламной конструкции понимается, в том числе, часть крыши зданий и сооружений. То есть в соответствии с нормами Положения №1064 место установки рекламной конструкции определено в соответствии со ст.19 Закона о рекламе.

Кроме того, вышеуказанные пункты Положения №1064 противоречат ст.15 Федерального Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции), ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Из анализа приведенной правовой нормы следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Между тем, отсутствие в Положении №1064 критериев, позволяющих определить нарушение внешнего архитектурного облика при размещении рекламной конструкции в виде электронного табло на крыше зданий, не предоставляет возможности при принятии соответствующего решения Администрацией Великого Новгорода относительно согласования проекта рекламной конструкции, основываться лишь на внутреннем убеждении и личном эстетическом восприятии при визуальном анализе архитектурных особенностей зданий и сооружений, что может привести к субъективной оценке и ограничения либо устранения конкуренции.

Вместе с тем, в соответствии с решением Новгородского областного суда Новгородской области от 05.08.2019 года пункт 5.3.2. Положения №1064 о порядке осуществления органами местного самоуправления Великого Новгорода полномочий по реализации Федерального закона «О рекламе», утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 29.12.2016 №1064, в части запрета на размещение электронных табло (экранов) на крышах зданий, строений, и установления возможности размещения электронных табло (экранов) только на фасадах (стенах) зданий, строений, а также пункт 4.2.8.3. Положения №1064 о порядке осуществления органами местного самоуправления Великого Новгорода полномочий по реализации Федерального закона «О рекламе», утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 29.12.2016 №1064, в части установления запрета на размещение рекламных конструкций на крышах зданий, строений признаны недействующими.

Данное решение вступило в законную силу, нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности должны быть устранены.