О влиянии деятельности контрольно-надзорных органов на административный климат Новгородской области

13 августа 2021

Существующая правоприменительная, судебная практика, значительная доля из поступающих к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Новгородской области обращений представителей предпринимательского сообщества на необоснованные административные барьеры, привлечение к административной ответственности с применением контрольно-надзорными органами (далее – КНО) чрезмерных санкций, демонстрируют актуальность проблемы административного давления, создаваемого КНО на предпринимательское сообщество, как прежде.

Как показывают результаты исследований, увеличилось количество рейдовых мероприятий, проводимых КНО как самостоятельно, так и в рамках совместного мероприятия, итогом которых становится привлечение предпринимателей к административной ответственности без обеспечения защиты их прав, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и с применением административного наказания в форме штрафа, что усугубляет положение бизнеса в условиях настоящей неблагополучной экономической обстановки.

Подавляющее большинство административных наказаний, применяемых КНО, приходится на административные штрафы, размер которых многократно увеличивается для юридических лиц относительно индивидуальных предпринимателей, вне зависимости от штата сотрудников.

Юридическое лицо, не имеющее сотрудников (за исключением единоличного исполнительного органа), будет привлечено к административной ответственности, например, по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 200 000 рублей. Индивидуальный предприниматель, имеющий полный штат сотрудников, может быть привлечен за такое же правонарушение к ответственности с назначением административного наказания в форме штрафа в размере 50 000 рублей (в расчет приняты минимальные значения штрафа, предусмотренного указанной статьей). При этом, имеется тенденция одномоментного привлечения к административной ответственности как юридического лица, так и должностного лица за одно правонарушение, в отношении же индивидуального предпринимателя применяется административное наказание в отношении самого предпринимателя, «задвоение» наказания не происходит. Налицо отсутствие разумного, объективного и справедливого подхода.

Подобные практикуемые КНО подходы не способствуют позитивному настрою бизнеса к КНО. КНО рассматривается не в качестве инструмента, способного указать и предупредить нарушения для общего блага, а исключительно в качестве карательного органа.

КНО не принимают во внимание действующие нормы закона, фактические обстоятельства, позволяющие снизить размер ответственности предпринимателя, например, замена штрафа на предупреждение сможет уровнять предпринимателей-нарушителей, допустивших нарушение впервые либо малозначительное нарушение, в правах, применить наказание без применения карательных мер, после применения которых субъект МСП утрачивает возможность продолжения нормальной хозяйственной деятельности.

КНО отслеживают сроки оплаты штрафов, нарушение которых, например, в силу отсутствия достаточных средств, влечет для предпринимателя привлечение к ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ, - наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, что приводит в дальнейшем к финансовой несостоятельности для предпринимателя. Данной нормой КНО также активно пользуются, что способствует увеличению сбора штрафов, пополнению бюджета, но является источником глобального административного давления на бизнес, его сокращению.

Бизнес подтверждает вывод о том, что контрольно-надзорных мероприятий по-прежнему явно избыточно, количество случаев причинения вреда непропорционально количеству проверок, и от него не зависит, что говорит о ненацеленности проведения проверок на искоренение случаев причинения вреда, а о нацеленности на выполнение «плана» по количеству проведенных поверок, собранных штрафов.

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Закон № 248-ФЗ), которым установлена новая система госконтроля и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включая институты и инструменты, направленные на снижение административной нагрузки на бизнес.

Несмотря на то, что некоторые эксперты находят несовершенными нормы, касающиеся принципов госконтроля (надзора), указывая, например, на наличие оценочных категорий, неясность правовых конструкций и недостаточность принятых норм для решения всех выявленных на практике проблем и восполнения законодательных пробелов, значение формирования на уровне федерального законодательства единой системы принципов государственного контроля (надзора), муниципального контроля сложно переоценить – оно нацелено не только на развитие предпринимательства путем снижения административных барьеров, но и на установление более высокого уровня транспарентности контрольно-надзорной деятельности.