Передача уведомлений о прибытии иностранных граждан организациями, оказывающими гостиничные услуги

13 июля 2022

В соответствии с пунктом 3 части 3.1 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», если иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено администрацией гостиницы в орган миграционного учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина. Если иностранный гражданин прибыл в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), уведомление о прибытии в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одних суток, являющихся рабочим днем, и следующих непосредственно за нерабочим днем (несколькими нерабочими днями). Это правило применяется по отношению ко всем гостям-иностранцам, как временно пребывающим и временно проживающим (то есть получившим разрешение на временное проживание), так и постоянно проживающим (то есть получившим вид на жительство в Российской Федерации).

Однако законодательство не содержит определения понятия «рабочий день».

Трудовой кодекс выходными (нерабочими) днями признает воскресенье и нерабочие праздничные дни (установленные на федеральном и региональном уровне). А график приёма заявителей, которым руководствуются в работе подразделения по вопросам миграции, включает каждую вторую субботу как приёмный день.

Согласно пункту 1 статьи 194 ГК РФ, если для совершения какого-либо действия установлен срок, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Но если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Принимающая сторона вынуждена руководствоваться графиком приема заявителей (в том числе юридических лиц), установленным отдельно в каждом органе миграционного учета.

В настоящее время гостиницы вправе осуществлять постановку иностранных гостей на учет (оформлять регистрацию) четырьмя способами:

  • направив уведомление в подразделение по вопросам миграции (своего района) с администратором либо курьером;
  • направив уведомление почтовым отправлением;
  • направив уведомление в МФЦ с администратором либо курьером;
  • направив информацию через специализированные электронные сервисы.

В соответствии с частью 2 статьи 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» физические (ИП в том числе) и юридические лица, содействующие иностранному лицу в незаконном пребывании в России, несут ответственность в соответствии с законодательством. Поэтому если иностранец на момент заселения в гостиницу находился в России с нарушением установленного порядка (сроков), оказание ему гостиничных услуг может повлечь административную ответственность по части 3 статьи 18.9 КоАП.

Таким образом, при заселении гостя необходимо установить, что он соблюдает установленный для иностранных граждан порядок пребывания в России.

Для передачи сведений в электронном виде необходимо заключить соглашение с УМВД России по Новгородской области об информационном взаимодействии. Далее выбрать информационную систему - оператора, через которую будет осуществляться взаимодействие («Скала», «Контур», «ОтелМС», «Тензор» или сайт gosuslugi.ru) и заключить с ними аналогичное соглашение. После чего оператор подготавливает и направляет в адрес УМВД письмо, в котором указывает следующие данные:

  • название гостиницы;
  • название ЮЛ или ИП, ИНН, ОГРН, КПП, юр. адрес, фактический адрес;
  • копия ЭЦП (файл *.cer) директора или ответственного сотрудника гостиницы.

Данные сведения заносятся в информационную систему МВД России, после чего возможен электронный обмен данными.

При заселении в гостиницу гостя ответственное лицо с помощью программного обеспечения оператора заполняет анкету, которая впоследствии передаётся по территориальности в соответствующее ПВМ. На каждого гостя заполняется отдельная анкета. Каждая анкета содержит следующие сведения:

  • ФИО гостя (на русском языке);
  • дата рождения;
  • страна и место рождения;
  • гражданство;
  • серия, номер, дата выдачи, место выдачи, тип документа;
  • сроки пребывания;
  • уникальный номер в программе оператора;
  • адрес пребывания;
  • установочные данные ответственного лица гостиницы;
  • идентификаторы гостиницы и оператора.

Для иностранных граждан дополнительно:

  • ФИО на латинице;
  • серия, номер, дата визы, остальные данные по визе;
  • данные по миграционной карте.

Для несовершеннолетних гостей дополнительно:

  • установочные данные законного представителя.

Так же у гостиницы есть возможность добавить отсканированные копии документов, а для граждан РФ - адрес постоянного проживания.

Гостиницам рекомендовано при отправке анкет на иностранных граждан прикреплять отсканированные документы (документы, удостоверяющие личность, виза). Таким образом, при выявлении расхождений между данными имеющимися в ИС и в присланной анкете, имеется возможность сверить данные и исправить возникший конфликт. Данная рекомендация обязательной к исполнению не является.

Если расхождений в присланной анкете гостиницей и ИС нет, то присланные сведения сохраняются в ИС и услуга считается оказанной. Данные сведения становятся доступны для просмотра сотрудникам ПВМ.

Установленной законом процедуры внесения изменений (корректировок) в уведомление о прибытии направленное сотрудниками гостиницы или полного его удаления из ИС, не предусмотрено. Любая корректировка сведений, находящихся в ИС, полученных от внешних поставщиков данных, категорически запрещена.