Решения по неналоговым проверкам теперь можно обжаловать через интернет

16 ноября 2020

С 17 августа 2020 года по 30 июня 2021 года на территории России проводится эксперимент по досудебному обжалованию решений некоторых контрольных (надзорных) органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц. Речь идет о добровольной подаче жалоб через единый портал госуслуг. Порядок подачи таких жалоб определен Постановлением Правительства РФ от 24.07.2020 № 1108 (далее - Постановление № 1108).

Как известно, 31 июля текущего года было подписано много новых законов. В их числе Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Главная цель реформы - смещение акцента с проведения проверок на профилактику нарушений. По замыслу "реформаторов", подобное смещение впоследствии даст компаниям и ИП больше гарантий при взаимодействии с надзорными органами.

Очевидно, введенный Постановлением № 1108 эксперимент связан с предстоящей реформой контроля и надзора.

Какие именно решения можно обжаловать через Интернет?

Согласно п. 5 Положения о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного, утвержденного Постановлением № 1108 (далее Положение), обжаловать в электронном виде можно:

  • решения о назначении плановой или внеплановой проверки;
  • предписания об устранении выявленных нарушений, выданные проверяемому лицу;
  • меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения, принятые в соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
  • действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа.

Пока в эксперименте будут участвовать МЧС, Росздравнадзор и Ростехнадзор. Соответственно, видами федерального государственного контроля (надзора), в рамках которых осуществляется эксперимент, являются (п. 3 Постановления № 1108):

  • федеральный государственный пожарный надзор;
  • государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
  • федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств;
  • государственный контроль обращения медицинских изделий;
  • федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;
  • федеральный государственный энергетический надзор;
  • федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений.

Что нужно указать в жалобе?

Подача жалобы контролируемым лицом (организацией или ИП, в отношении которых контрольным (надзорным) органом было принято юридически значимое решение, совершено действие (бездействие), которые, по их мнению, нарушили их права и законные интересы) осуществляется в добровольном порядке через "личный кабинет" на едином портале госуслуг (п. 4 Положения).

Эта жалоба должна содержать (п. 6 Положения):

  • наименование контрольного (надзорного) органа и Ф.И.О. должностного лица, решение и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • Ф.И.О., сведения о месте осуществления деятельности ИП либо наименование организации, сведения о месте нахождения этой организации, желаемый способ получения решения по жалобе;
  • сведения об обжалуемых решениях контрольного (надзорного) органа и (или) действиях (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав;
  • основания и доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с решением контрольного (надзорного) органа, действием (бездействием) его должностного лица (к жалобе могут быть приложены документы (их копии), подтверждающие доводы контролируемого лица).

Обратите внимание! ИП может подписать жалобу простой или усиленной квалифицированной электронной подписью. Организация - только усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 7 Положения).

Также в жалобе можно заявить ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы должен удовлетворить это ходатайство либо отклонить его (п. 8 Положения).

По итогам рассмотрения жалобы будет принято одно из следующих решений (п. 9 Положения):

  • об оставлении жалобы без удовлетворения;
  • об отмене решения контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
  • об отмене решения контрольного (надзорного) органа полностью (в этом случае будет принято новое решение);
  • о признании действий (бездействия) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными (в этом случае выносится решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий).

При этом срок, в течение которого должны быть приняты указанные решения, Постановлением № 1108 не определен.

Досудебный порядок урегулирования спора является обязательным, если он закреплен законом или прописан в договоре (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 3 ст. 132 ГПК РФ).

Досудебный порядок урегулирования споров не обязателен, если рассматриваются дела:

  • о несостоятельности (банкротстве) согласно гл. 28 АПК РФ;
  • по корпоративным спорам, перечень которых определен в гл. 28 АПК РФ;
  • о присуждении компенсации за нарушение сроков судопроизводства - гл. 27.1 АПК РФ;
  • приказного производства - гл. 29.1 АПК РФ;
  • о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений - гл. 31 АПК РФ.

Кроме того, согласно ст. 52 и 53 АПК РФ досудебный порядок не требуется, если в суд обращается прокуратура, госорганы, органы местного самоуправления в защиту законных прав и интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и экономической деятельности.