Уполномоченный информирует: ФНС России реализуется проект по исключению недобросовестного поведения на рынках

2 февраля 2021

Целью проекта по исключению недобросовестного поведения на рынках является увеличение выручки, фиксируемой с применением контрольно-кассовой техники, и как следствие повышение роста доходов бюджета за счёт сокращения теневого оборота розничных рынков и создание равных, конкурентных условий ведения бизнеса.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ред. от 23.11.2020) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» организации и индивидуальные предприниматели могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении торговли на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации № 698-р от 14.04.2017.

Освобождены от применения ККТ на рынках:

1. Физические лица, применяющие специальный режим «Налог на профессиональный доход» (НПД), зарегистрированные в установленном порядке через мобильное приложение «Мой налог»;

2. Физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей или применяющих НПД, реализующие продукцию собственного производства;

3. Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении торговли продовольственной группой товаров с открытых прилавков (торговых мест, не обеспечивающих показ и сохранность товара) и непродовольственной группой товаров, не перечисленной в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации № 698-р от 14.04.2017 (например: торговля предметами снаряжения рыболовных снастей и удилищ, изделиями чулочно-носочными, изделиями корзиночными и плетеными).

4. Индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять ККТ, в т.ч. на рынках до 01 июля 2021 года.

Не освобождены от применения ККТ на рынках:

Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении торговли:

1) в находящихся на рынке магазинах, павильонах, киосках, палатках, автолавках, автомагазинах, автофургонах, помещениях контейнерного типа и в других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых местах (помещениях и автотранспортных средствах, в том числе прицепах и полуприцепах);

2) торговли непродовольственными товарами, которые определены в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации № 698-р от 14.04.2017, с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений (например: торговля коврами и ковровыми изделиями, музыкальными инструментами, резиновыми и пластмассовыми изделиями).

3)торговли подакцизными товарами и товарами, подлежащими в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации, в том числе и с открытых прилавков (например, торговля обувью, изделиями из кожи),

Следует учитывать, что за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники статьей 145 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена административная ответственность. В частности, налагается административный штраф: на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения кассы, но не менее 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 3/4 до полной суммы расчета без применения кассы, но не менее 30 тысяч рублей (ч. 2 ст. 145 КоАП).

За повторное нарушение в случае, если сумма расчетов без применения кассы составила, в том числе в совокупности, 1 млн рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 3 ст. 145 КоАП).