О доначислении страховых взносов на выплату дивидендов в связи с отсутствием заявления о неприменении моратория

30 августа 2023
Теги

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области дает разъяснения по вопросу правомерности переквалификации дивидендов в заработную плату, выплаченных участникам Обществ из прибыли в период моратория на банкротство в отсутствие заявления о неприменении моратория в отношении Обществ.

В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» принятие решения о выплате дивидендов из прибыли является неотьемлемым правом общества с ограниченной ответственностью.

Налоговыми органами были разосланы требования, согласно которым заявители должны доначислить страховые взносы на выплаты по дивидендам за II-III кварталы 2022 года, поскольку в указанный период указанные обществами не было заявлено об отказе от применения моратория на возбуждение дел о банкротстве, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497, в связи с чем выплаты дивидендов расцениваются налоговым органом в качестве заработной платы, выплаченной участникам общества, ввиду чего требуется доначисление и уплата страховых взносов.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области считает данные требования избыточными по следующим основаниям.

В связи с усилением в 2022 году международных экономических санкций Правительством Российской Федерации предпринят ряд мер по стабилизации экономики, в том числе на основании статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ) постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 (далее - Постановление № 497) был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на период с 1 апреля по 1 октября 2022 года.

Как следует из пп. 2 п. 3 ст. 9.1 Закона № 127-ФЗ, на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные в том числе абз. 9 п. 1 ст. 63 Закона № 127-ФЗ, а именно возникает запрет на выплату дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

Вместе с тем, надлежит принимать во внимание следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 43 НК РФ дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

Согласно п. 1 ст. 28 Закона об ООО общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества. Решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками общества, принимается общим собранием участников общества. Источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества). Чистая прибыль общества определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности общества.

Дивиденды, выплачиваемые физическим лицам (в том числе работникам организации), не облагаются страховыми взносами в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС, поскольку дивиденды являются доходом от участия в организации, их выплата не связана с трудовыми отношениями. Следовательно, по своей правовой природе они не являются объектом обложения страховыми взносами (Письмо Минфина России от 22.03.2021 № 03-15-06/20276), поскольку являются чистой прибылью, которая распределяется совершенно по иным основаниям: важен факт владения долей и ее размер, а не трудовой вклад участника.

Верховным Судом Российской Федерации определена позиция, согласно которой факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда и облагаются страховыми взносами. Напротив, выплаты, которые не зависят от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы страховыми взносами не облагаются (см. определения от 19.02.2016 № 307-КГ15-19614 по делу № А66-28/2015 и от 26.10.2018 № 305-КГ18-16834 по делу № А41-59188/2017).

В той части Закона № 127-ФЗ, которая регулирует последствия введения моратория, используется специальный термин «должник». В ст. 2 Закона № 127-ФЗ данному термину дано четкое определение: должник - лицо, оказавшееся неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение определенного законом срока. В общем случае этот срок, согласно ст. 3 Закона № 127-ФЗ, составляет три месяца. Формальный анализ ст. 9.1 с учетом общих положений Закона № 127-ФЗ, позволяет сделать вывод о том, что запрет на распределение прибыли распространяется только на те организации, попавшие под мораторий, которые являются должниками, т.е. не смогли рассчитаться с кредиторами в трехмесячный срок. Если же компания критериям «должника» не удовлетворяет, то и запрет на нее не распространяется.

В Письме Минюста России от 07.05.2022 № 04-52513/22 сделан вывод относительно иного последствия моратория при прочих равных условиях, следуя логике которого можно определить, что последствия моратория распространяются исключительно на должников. Так, в Письме указано, что исходя из определения понятия «должник», а также предмета регулирования Закона № 127-ФЗ, и круга лиц, определенного постановлением № 497, приостановление исполнительных производств возможно исключительно в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве, включая поданные до 01.04.2022, вопрос о принятии которых не был решен к дате введения моратория. Иное толкование противоречит положениям Закона № 127-ФЗ и не обеспечит достижение целей реализации Постановления № 497, направленного на защиту пострадавших субъектов предпринимательской деятельности.

Если общество не являлось должником, то в отношении него не должны применяться последствия моратория, в том числе запрет на выплату дивидендов.

Выплата дивидендов в период действия моратория признается оспоримой (а не ничтожной) сделкой (п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ, п. «г» Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.04.2009 № 129 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами положений абзаца второго пункта 1 статьи 66 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Такая сделка остается действительной до тех пор, пока суд не признает обратное, соответственно, только суд может признать дивиденды незаконными. По правилам п. 1 ст. 65 АПК РФ именно налоговому органу надлежит доказать, что выплата дивидендов участникам общества представляет собой оплату труда, правомерность требования доначислить и уплатить страховые взносы.

На текущий момент отсутствуют официальные разъяснения или судебная практика по данному вопросу, однако мораторий на банкротство в был принят качестве меры поддержки по защите субъектов, наиболее пострадавших в связи с усилением в 2022 году международных экономических санкций, а не в качестве механизма причинения вреда и применения санкций в отношении всех юридических лиц, не заявивших об отказе от применения последствий моратория и добросовестно реализующих права и обязанности предоставленные гражданским законодательством, в том числе по выплате дивидендов участникам общества при отсутствии задолженности перед кредиторами.